Советы учителя - дефектолога

Речь взрослого - образец речи детей

РЕЧЬ ВЗРОСЛОГО – ОБРАЗЕЦ РЕЧИ ДЕТЕЙ

 

Культура речи ребенка «тысячью нитей связана с настоящей речевой культурой его старшего окружения» (Л.В.Успенский)

 

Все авторитеты педагогики от Я.А.Каменского до наших современников обращают внимание на большую роль речи окружающих в овладении детьми нормами родного языка. Одним из условий развития правильной речи выступает правильная образная речь родителей и воспитателей, которая должна быть образцом для детей. Взрослые наносят большой вред развитию речи, если подделываются под детский лепет, употребляют исковерканные ребенком слова, которые он еще не в состоянии произнести. Каждое слово взрослого должно быть значимым, помогать ребенку познавать окружающий мир и осваивать язык. Учить детей следует на лучших образцах родного языка. Речь взрослого, который находится постоянно в поле зрения малышей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают  образец родного языка, культурной речи, поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и отчетливым произнесением всех звуков языка, но и выдержанна в определенном темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений. Взрослый должен самокритично относиться к собственной речи и при наличии недочетов в ней стремиться к их устранению.

 

Роль семьи в развитии речи ребенка:

Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Большинство детей, начиная с четвертого года жизни, говорят, что называется, «не закрывая рот». Им не терпится поделиться всеми своими мыслями и рассказать о каждом маленьком событии. От того кажется, что заниматься с ребенком нужно чем угодно, но уж точно не развитием речи. И это большая ошибка. Устная речь совершенствуется легче и быстрее всего с 3 до 7 лет. И если целенаправленно заниматься с ребенком, он может достигнуть больших успехов в ораторском искусстве! Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно овладевает правильным произношением. В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь. Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов. Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно («смори», вместо «смотри», «не бежи», вместо «не беги», «ваще», вместо «вообще» и т.д.). Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка слова. Обращаясь непосредственно к ребенку вы побуждаете их отвечать, а они имеют возможность прислушаться к вашей речи.

Вы должны приучить вашего малыша  смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослого. Опытный учитель, присмотревшись к вновь поступившим ученикам, быстро составит мнение о том, что дала ребенку семья.

 

Рекомендации родителям:

  • Не искажайте слова, «не съедайте» слоги и окончания слов, четко произносите каждый звук
  • Никогда не подделывайтесь под «детский» язык, не подражайте речи ребенка, не «сюсюкайте» с ним. 
  • Особенно четко произносите незнакомые, новые для ребенка и длинные слова.
  • Приучайте ребенка смотреть на лицо говорящего, тогда он легче переносит артикуляцию взрослых.
  • За неправильным произношением звуков может скрываться общее недоразвитие речи, выра­жающееся в бедности словарного запаса, в несформированности грамматического строя речи и прочее. Часто при обращении к специалистам "только из-за звуков", выявляются также отклонения от нормы со стороны нервной системы и отставание в общем психическом развитии.
  • Развивайте познавательные потребности. Обращаясь с ребенком и передавая ему новые зна­ния, формируйте познавательные умения: умение сравнивать предметы друг с другом, анализировать, делать обобщения и выводы; обнаруживать связь между причиной и следствием.
  • Поощряйте тягу к экспериментированию. Это развивает пытливость ума, самостоятельность и инициативу. Показывайте способы обследования предметов.
  • Дайте ясное представление о сложных вещах, трудных для понимания детьми, о характере их происхождения и применения, о их месте в окружающем мире.
  • Умейте слушать. Поддерживайте попытки ребенка рассуждать.
  • Поощряйте стремление ребенка задавать вопросы.
  • Постоянно обогащайте словарный запас ребенка. Показывайте как можно больше предметов.
  • Как можно больше общайтесь с ребенком, разговаривайте с ним, отвечайте на его вопросы дома, на улице.
  • Ежедневно читайте ребенку вслух. Просите пересказывать прочитанное, ведите с ним диалог.
  • Рассматривайте книжки с картинками и просите составить простой рассказ по ним, учите видеть изображенное. Задавайте вопросы: кто это? что делает?
  • Обсуждайте увиденное на прогулке: что видишь? кого? что они делают?
  • Приобретайте записи любимых песенок, стихов и сказок ребенка, пусть он слушает их снова и снова. Ребенок должен слышать пример правильной литературной речи.
  • Будьте примером для ребенка: пусть он видит, какое удовольствие вы получаете от чтения газет, книг, журналов.
  • Учите слушать, то есть воспринимать информацию.

 

свернуть

Игры для развития речи

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

       Обычно развитие речи детей  проходит в  возрасте  от  трех  до  семи лет. Этот период самый важный в усвоении нового, неизвестного для ребенка. На этом этапе жизни как раз необходимо уделить внимание речи, обогащению ее новыми словами, синонимами, оборотами, прилагательными. Приведем в пример некоторые упражнения, помогающие осуществлять развитие речи детей дошкольного возраста.

  1. Игра «Мостик»

Взрослый показывает одну карточку, на которой нарисован предмет, затем другую. Задача игры состоит в том, чтобы придумать слово, находящееся между двух задуманных предметов и служащее как бы "переходным мостиком" между ними. Ответ должен быть обязательно обоснован. Например, даются два слова: "гусь" и "дерево". "Переходными мостиками" могут быть следующие слова: "лететь" (гусь взлетел на дерево), "вырезать" (из дерева вырезали гуся), "спрятаться" (гусь спрятался за дерево) и т. П.

2. Игра «Дополнить предложение»

Просить ребенка закончить предложения: "Дети поливают цветы на клумбах, потому что...". "На деревьях не осталось ни одного листочка, потому что... " "Зимой медведь спит, потому что..." и т. д.

  1. Игра «Дополнить предложение»

Возьмите одноразовую картонную тарелку, расчертите её на сектора. В каждом секторе напишите предлоги - "на", "в", "под", "над", "с" и др. Играть можно как в рулетку - бросая на тарелку шарик. А можно сделать в центре тарелки стрелку и вращать её. Смысл остается тот же - на какой предлог попадет шарик или стрелка, с тем предлогом и нужно составить предложение.

  1. Игра «Похожие слова» - синонимы

Подбор синонимов помогает усвоить различные значения одного и того же слова, приучает выбирать наиболее точные слова, избегать повторения одних и тех же слов. Взрослый объясняет, что об одном и том же можно сказать разными словами. Такие слова называются близкими по смыслу. Взрослый: "Я начну, а ты продолжай. Винни-Пух забавный (веселый, смешной, потешный, комичный...). Ослик Иа печальный (грустный, нерадостный, огорченный...)". Взрослый: Заяц трусливый. А как еще можно сказать? (Боязливый, робкий, пугливый.) Взрослый: "Заяц убегает от лисы. А как еще можно сказать?" (Удирает, спасается бегством, летит во весь дух, уносит ноги).

  1. Игра «Образование длинного слова»

Предложите ребёнку игру в слова, цель которой образовать длинное слово

Например: «У куклы светлые волосы, кукла какая?» (светловолосая).

Для интереса можно подобрать картинки и продолжить игру:

У лошади быстрые ноги.  Она какая? …………(быстроногая)

 

У Кати карие глаза. Она какая? ……………….(кареглазая)

 

У пирамидки много цветов. Она какая?………..(многоцветная)

 

У овечки длинная шерсть. Она какая? ……..(длинношерстная)

 

  1. Игра «Наоборот (антонимы)»

Ко многим словам можно подобрать слова с противоположным значением. Взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает, например: сахар сладкий, а перец ..., дорога широкая, а тропинка ..., чай горячий, а мороженое ..., кисель густой, а морс ..., заяц бежит быстро, а черепаха ползет ...  днем светло, а ночью...

Другой вариант: Кашу варят густую и...(жидкую). Звери бывают смелые и ...(трусливые). Морковь можно есть сырой и ...(вареной). Яблоки могут быть мелкими и ...(крупными).

  1. Игра «Продолжи ряд»

Чтобы строить предложения в соответствии с нормами родного языка, у ребенка нет необходимости изобретать суффиксы и приставки, учить правила грамматики, - он усваивает их в процессе общения. Данное упражнение направлено на развитие способности изменять слова по аналогии, то есть обнаруживать определенные грамматические закономерности. Изменяя слова по образцу, по аналогии, ребенок открывает как языковые правила, так и исключения из них. Например: лисица, медведица,   но  ежихасахарница, хлебница, но  солонка, масленка.

 

  1. Игра: «Беседа по картинке»

Наиболее благоприятный возраст для этой игры от трех до шести лет. Развитие речи детей дошкольного возраста при помощи этого упражнения  заключается в том, что, читая книгу или собирая пазлы, вы как бы, между прочим, задаете вопросы ребенку, на которые он должен ответить, но не «да» или «нет», а полноценно и четко. Для этой игры употребляйте вопросы Что? Где? Когда? Откуда? С кем? Зачем? Почему? Если ребенок медлит с ответом, помогите ему, начав предложение. Приведите 2-3 примера, что бы ребенок понял, как нужно отвечать и дайте ему самому это сделать.

Игра «Беседа по картинке» помогает развивать контекстную речь ребенка. Это позволит ему перестроить свое мышление не на короткие отрывистые незаконченные предложения, а на полноценную складную речь.

 

свернуть